Журнал «Агроинвестор»
До тех пор пока существуют правила, их будут нарушать — это почти медицинский факт.
Способы нарушений меняются вместе с изменением/совершенствованием правил. Вот, например, мясные квоты. Как бы ни бдели таможенники, их обходили и будут обходить. Ввели почти запретительную пошлину на импорт свинины? Срезали сверхквотные поставки на 200 тыс. т? — Платим 5% таможенной стоимости и везем из Прибалтики и Польши живых свиней. На российских бойнях забиваем, разделываем и реализуем как отечественное мясо. Свиноводы бьют тревогу: за 2009 год в страну в виде живого скота могут доставить более 100 тыс. т мяса — почти 20% квотного объема.
Или еще пример. В порту Калининградской области, до недавнего времени имевшей статус полноценной ОЭЗ, разгружается партия импортных бройлерных окорочков. На территории региона их перчат, солят, помещают в розничную упаковку под каким-нибудь домотканым брендом и отправляют на продажу на «большую землю». Продукт уже считается российским. Пошлин тоже платить не надо — ни квотных, ни сверхквотных.
А в 2004 году, помню, при обсуждении условий вхождения нашей страны в ВТО российские переговорщики поспорили с канадскими о свиных обрезках — тримминге (сырье для колбас и сосисок). Канада требовала прекратить квотирование его импорта, то есть фактически снять ограничения на ввоз: для тримминга была предусмотрена одна квота, а для свинины — другая. Но под видом обрезков можно будет везти все, что угодно, в том числе более дорогое мясо, забеспокоились российские игроки. Квоту на тримминг тогда оставили и с 2009 года объединили с мясной.
Живые свиньи, обрезки и «ножки Буша» в спе-циях — это еще что! У нежелающих тратиться на выплату пошлин находились и более виртуозные способы ухода от квот. В августе 2006 года центральному аппарату ФТС пришлось написать письмо-разъяснение, что такое… свиные хвосты и как их классифицировать. Цитирую: «Хвост — это подвижный придаток различной длины, скелетная ось которого состоит из более или менее значительного числа позвонков. […] например, у домашних свиней […] количество их может достигать 23».
Из дальнейшего контекста ясно, что пытались ввозить под видом хвостов. Это «половинки хвостов, полученные путем распиловки хвоста вдоль, скелетная ось которых состоит из хвостовых позвонков с прилегающими к ним мышечной, соединительной, жировой тканями». Или, например, отруб «от задней части туши (полутуши), состоящий из крестцового отдела позвоночника, содержащий или нет фрагменты седалищных и подвздошных костей, а также хвостовые позвонки (обычно в количестве не более 5), с прилегающими мышечной, жировой и соединительной тканями, со шкурой или без шкуры».
Понятно, что сообразительные и находчивые импортеры пытались растаможивать как отходы производства (хвосты)? Действительно, креативно, а главное — остроумно. Это вам не свиные обрезки.