Журнал «Агроинвестор»
Заместитель начальника Центра экономического прогнозирования Газпромбанка Дарья Снитко о том, как агрорынок реагирует на девальвацию рубля.
Девальвация рубля к доллару с начала года на конец мая составила 4,8%. Наиболее высоким темп ослабления был в марте, что спровоцировало волну рассуждений о влиянии этого фактора на аграрный рынок России.
По мнению многих успешных представителей агробизнеса, изменение валютного курса позитивно отражается на отрасли в целом, но основной эффект будет заметен в начале нового сельхозгода. Консенсус-прогноз среднегодового курса — 36 руб. за доллар США или 48 руб. за евро. Оценочно, это уровень достижения стабильности платежного баланса. Значит, в высокий сезон экспорта сельхозпродукции рубль будет на 6,9% дешевле, чем в завершившемся сельхозгоду.
Девальвация скажется на ценах (выручке), стоимости сырья и материалов (затратах) и на инвестиционных вложениях. Легче всего оценить ее влияние на выручку компаний: в бенефициарах будут экспортеры. В этом сезоне, по прогнозам аналитиков, долларовые цены на зерно и растительное масло существенно не изменятся относительно прошлого года. Следовательно, цены в рублях для участников рынка вырастут.
Также выиграют некоторые переработчики. На рынках сахара и мяса определенный балансирующий объем ежегодно занимает импорт, влияющий на внутренние цены. Тут конъюнктура благоприятная: производители сахара и компании мясного сектора (птицефабрики и свинокомплексы) с начала 2014 года уже получают дополнительную прибыль — первые за счет роста мировых цен, вторые — на фоне запрета импорта свинины из стран ЕС.
В полной мере использовать эффект девальвации скорее смогут экспортеры, чем производители, поскольку у них была возможность в начале года скорректировать свои планы уже с учетом ослабления рубля.
В отличие от 2008-2009 годов, в 2014-м импортозамещение будет иметь весьма ограниченный круг действия. Во-первых, на большинстве продовольственных рынков оно уже состоялось. Среди сегментов, где еще возможно замещение импорта, пожалуй, осталось лишь производство свинины, соевого шрота, а также полуфабрикатов (например, картофеля фри) и готовой (упакованной) продукции.
Во-вторых, компании вряд ли смогут быстро отреагировать ростом предложения на улучшение своей конкурентоспособности, хотя постепенная девальвация упрочит их позиции на рынке и позволит инвестировать в рост мощностей. Потребители импортной готовой продукции при повышении цен будут переходить на российские продукты. На фоне снижения темпов роста доходов населения (с 2,1% в 2013-м до ожидаемых 1,4% в 2014-м) эффект от этой смены предпочтений может быть даже выше, чем в 2009 году.
Другой важный эффект девальвации — чувствительность затрат к курсам валют. В ситуации ослабления курса рубля наиболее уязвимы компании, которые используют импортное сырье. К примеру, мясоперерабатывающие предприятия попали в так называемые «ножницы»: затраты на импортное мясо (и вместе с ним российское) неизменно увеличиваются, а отпускные цены на фоне стагнации спроса и доходов повышать все труднее.
В этой ситуации грамотные закупочные стратегии — использование хеджирования валютных рисков, фиксирование курса в контрактах, а также финансовые возможности не повышать цены дольше конкурентов — позволят лидерам сектора нарастить рыночную долю. Удорожание импортного оборудования, безусловно, негативно влияет на инвестиции в отрасли.
В то же время, в 2012 году российский агросектор прошел пиковую инвестиционную фазу, рост вложений замедляется, да и на фоне повышения ключевой ставки возможно увеличение процентов по кредитам, что сдерживает инвестиционную активность.
Наиболее чувствительны к удорожанию импорта покупатели зарубежных средств защиты растений и семян, а на внутреннюю стоимость продукции российских агрохимических предприятий влияет экспортный паритет цен на удобрения, также исчисляемый в валюте.
Девальвацию нельзя рассматривать как универсальный инструмент оздоровления отрасли, но нельзя ей приписывать и однозначно отрицательный эффект. В сложившихся условиях мясной, а также экспортно-ориентированные зерновой и масложировой сектора получат возможности для роста и модернизации.
При этом в сложных условиях удорожания импортного сырья в молочном комплексе, мясопереработке, плодоовощном секторе маржинальность будет снижаться. Это можно компенсировать, и выбор несложен: работать над эффективностью или потерять рынки.