Инвесторы пробуют спаржу

В России расширяются проекты производства этой агрокультуры

До Первой мировой войны наша страна были крупнейшим экспортером спаржи в Европе
До Первой мировой войны наша страна были крупнейшим экспортером спаржи в Европе

Компания «Рассвет», принадлежащая совладельцам крупнейшего в стране производителя риса «», в этом году увеличит посадки спаржи в Нижегородской области на 10 га до 16 га. Об этом «» рассказал заместитель директора по развитию компании Владимир Федотов. Агрокультура выращивается второй год, в этом году планируется собрать пробный урожай в несколько тонн, чтобы протестировать вкусовые качества и оценить спрос. «Мы расширяем проект, поэтому дополнительных инвестиций потребовалось не так много: в посадочный материал и в приобретение посадочной машины, а также на подготовку поля и организацию капельного орошения», — комментирует Федотов, не уточняя цифр. Первый промышленный урожай будет в 2020 году. Плановый показатель — 30 т.

Рынок насыщается?

«Рассвет» решил начать выращивать спаржу, поскольку это высокомаржинальная агрокультура, спрос на нее есть, а предложение ограничено. «Спаржа у нас будет зеленая и белая. Белая вкуснее, но очень плохо хранится, поэтому до России почти не доезжает и стоит очень дорого», — говорит Федотов. Компания использует импортную рассаду и привлекает консультантами голландских специалистов, что дает конкурентное преимущество: при европейском стандарте качества обеспечивается короткое плечо доставки.

Спаржа выращивается в открытом грунте и, по словам Федотова, это очень стрессоустойчивое растение. Она может расти почти на любых почвах и при любых температурах, не подвержена вымерзанию. До революции спаржа была традиционной для России агрокультурой, но потом ее забросили, рассказывает он. При этом сложностей при возделывании спаржи почти нет. На первые пару лет роста необходим капельный полив, также спаржу нужно подкармливать. «Климатических рисков почти нет. Главная задача — соблюдение технологии производства», — добавляет Федотов.

Возделывание спаржи в Европе всегда соседствует с выращиванием садовой земляники, поскольку это похожие культуры по технологии выращивания, используемой технике, охлаждению, продолжает он. Поэтому спаржа очень хорошо укладывается как дополнение в земляничный проект «Рассвета». В том числе будут использоваться уже имеющиеся холодильные мощности. В перспективе компания планирует последовательно расширять площади под спаржей до 40-50 га, чтобы стать крупнейшим производителем в стране. «Сейчас в России выращивают максимум по 15-20 га спаржи. Главный ограничительный фактор в ее производстве, лимитирующий площади — необходимость применения ручного труда», — говорит Федотов.

Инвесторы пробуют спаржу

Хозяйство «Архонское» в Северной Осетии ранее так же заявило о намерении расширить посадки спаржи. Весной прошлого года было высажено 15 га голландской рассады, в этом году собирается первый урожай, сообщал ТАСС со ссылкой на инвестора проекта Валерия Ревазова. В середине апреля компания готовила участок под посадку спаржи еще на 40 га. По словам Ревазова, у «Архонского» крупнейшая в стране плантация спаржи. «Небольшие посадки есть также под Нижним Новгородом (6 га) и в Подмосковье (8 га)», — сказал он. Высаженная спаржа будет давать урожай 10-12 лет. «Уже есть контракты, продукцию будем поставлять на рынок Москвы и немного попробуем реализовать в Северной Осетии, в республике потребность маленькая», — пояснял Ревазов.

«Агрофирма “Отечественный Экопродукт”» четвертый сезон занимается выращиванием зеленой и белой спаржи в Московской области. Инвестиции в проект составили 3,5 млн руб./га. «В 2016 году, когда мы собирали первый урожай, в России ее выращивали очень мало. Сейчас появляются все новые игроки, осваивающие данный сегмент, и полагаю, что через два-три года рынок придет к перенасыщению, конкуренция на нем усилится», — рассказал «» гендиректор предприятия Александр Чугаев.

Для производства используется посадочный материал из Голландии и Германии. Основная сложность выращивания спаржи состоит в большом количестве ручного труда — на нашем рынке отсутствует необходимая техника, отмечает он. «Мы частично закупили иностранную, частично изготавливаем на заказ, однако вся сборка спаржи осуществляется вручную — каждый день в течение двух месяцев», — уточнил руководитель. В среднем вегетативный период спаржи составляет два месяца — май и июнь, однако в зависимости от климатической зоны он может сдвигаться на более ранний или более поздний срок. Урожайность с гектара у компании составляет около 3 т.

В течение четырех сезонов «Отечественный Экопродукт» каждый год увеличивает площади под спаржей (сейчас ей занято около 8 га), испытывает новые сорта, схемы посадки и методы выращивания саженцев. «Для охлаждения спаржи мы используем оборудование шокового водяного охлаждения, которое заказывали в Беларуси. Свою продукцию реализуем через торговые сети и рынки. Объемы отгрузок составляют примерно 300 кг в сутки», — делится Чугаев.

Инвесторы пробуют спаржу

Пока — премиальный продукт

До Первой мировой войны спаржа в России выращивалась на более чем 10 тыс. га, по объему экспорта этой агрокультуры в Европе наша страна занимала первое место. Сейчас, по данным компании «Русская спаржа», самые большие посадки в Китае (65 тыс. га), примерно по 58 тыс. га агрокультура занимает в Европе и США. Также большие плантации в Мексике, Перу и Таиланде.

Несмотря на постепенное появление плантаций спаржи в России, импортная продукция пока остается доминирующей на этом рынке, комментирует старший консультант практики АПК компании «НЭО Центр» Ксения Безшлях. Российский климат позволяет собирать урожай спаржи поздней весной и ранним летом, в остальные периоды спрос закрывается импортной продукцией. В первой декаде мая в розничных сетях и он-лайн магазинах была представлена спаржа из Мексики, Перу, Турции либо без обозначения места производства.

«На сегодняшний день спаржа остается продуктом элитной категории, несмотря на то, что в западных странах она давно воспринимается как продукт повседневного потребления, — говорит Безшлях. — Тем не менее, одновременно с постепенным ростом производства внутри страны увеличивается и объем импорта». По данным ФТС, в 2018 году в нашу страну было ввезено 865 т свежей и замороженной спаржи, что на 44% превышает показатель 2017-го. Это может говорить о растущем интересе к продукту со стороны потребителя, хотя основными рынками сбыта по-прежнему остаются наиболее «богатые» регионы — Москва и Санкт-Петербург, отмечает Безшлях.

По ее словам, бизнес по выращиванию спаржи по своей экономической природе схож, скорее, с садоводством. «Это капиталоемкий проект, начинающий приносить доход только со второго-третьего года реализации. Высаженные растения способны давать урожай до 13-15 лет, однако максимум урожайности приходится на третий-восьмой годы выращивания, после чего требуется рекультивация плантации, — рассказывает она. — Кроме того, процесс выращивания и сбора урожая сопряжен с большим количеством ручного труда, что определяет относительно высокую себестоимость конечного продукта, а также потребность в квалифицированных кадрах».

Инвесторы пробуют спаржу

В целом, выращивание спаржи — перспективное направление, однако для того, чтобы оно приносило инвесторам прибыль, необходимы грамотные технологи, которые могли бы решить ряд задач для снижения операционных затрат, считает президент Плодоовощного союза Анатолий Куценко. В противном случае наши производители не смогут конкурировать по цене с иностранными поставщиками. «Спаржа — это гарнир, и если на полке она будет стоить намного дороже привычных для наших потребителей картофеля, гречки, риса и макарон, то ее просто не будут покупать, — комментирует он. — Сейчас культура потребления спаржи в нашей стране находится на низком уровне, и чтобы спрос на продукцию возрастал, эту культуру необходимо развивать». Кроме того, Куценко обращает внимание, что спаржа любит песчаную почву, а в России в основном тяжелый суглинок.

Пока рынок воспринимает спаржу как премиальный продукт с высокой ценой, производители могут получать хорошую доходность, позволяющую окупить первоначальные инвестиции за четыре-пять лет, оценивает Безшлях. «Сейчас в рознице спаржа продается по цене 1,5-2 тыс. руб./кг. Однако в случае существенного роста внутреннего производства рентабельность бизнеса снизится вслед за неизбежной коррекцией цен», — уверена она. По мнению Безшлях, плантации спаржи интересно рассмотреть как дополнительное направление для существующих хозяйств, выращивающих, например, овощи борщевого набора. «Ранний урожай спаржи даст дополнительный поток оборотных средств в начале сезона, не требуя при этом затратного ухода до осени», — поясняет она. По расчетам компании «Русская спаржа», плантация в 10 га приносит минимум 16 млн руб. чистого дохода в год. Инвестиции в проект такой площади оцениваются на уровне 20 млн руб.

Тем не менее Куценко считает, что, возможно, сейчас сельхозпроизводителям целесообразнее будет сконцентрироваться на увеличении конкурентоспособности той продукции, которую они уже производят, а не на поиске новых направлений агробизнеса. В частности, повышать эффективность производства привычных для наших потребителей агрокультур, чтобы снижать отпускные цены и иметь в этом плане преимущества перед импортной продукцией.

Загрузка...