USD

70.339 (-0,48%)

EUR

79.085 (-0,47%)

MOEX

2783.24 (1,46%)

BRENT

42.61 (1,38%)

Пшеница

493.6 (-1,00%)

Сахар

12.17 (1,76%)

USD

70.339 (-0,48%)

EUR

79.085 (-0,47%)

MOEX

2783.24 (1,46%)

BRENT

42.61 (1,38%)

Пшеница

493.6 (-1,00%)

Сахар

12.17 (1,76%)

USD

70.339 (-0,48%)

EUR

79.085 (-0,47%)

MOEX

2783.24 (1,46%)

BRENT

42.61 (1,38%)

Пшеница

493.6 (-1,00%)

Сахар

12.17 (1,76%)

Рынки

Омская область планирует вывозить зерно по Севморпути

В этом году будет отправлена первая партия объемом 50 тысяч тонн

Зерно не входит в перечень значимых грузов для портов Северного морского пути
OpenSea Pro
Зерно не входит в перечень значимых грузов для портов Северного морского пути
OpenSea Pro

Власти Омской области намерены организовать новый маршрут экспорта зерна через Северный морской путь. Об этом рассказал губернатор Омской области Александр Бурков на встрече с зампредседателя правительства Алексеем Гордеевым, сообщает пресс-служба вице-премьера. По словам Буркова, такой путь является перспективным и «более экономичным» направлением развития экспорта в Японию. Маршрут будет пролегать через Иртыш, Обь до Ямала и далее Севморпутем до Японии.

«Первая партия — 50 тыс. т зерна — планируется к отправке уже в этом году, что будет своеобразным открытием "окна в Азию"», — говорится в сообщении. Бурков отметил, что для реализации этого проекта необходимо открыть в порту Сабетта сертифицированный пункт пропуска, в котором будет осуществляться карантинный фитосанитарный контроль. Этот вопрос Гордеев поручил проработать совместно с Россельхознадзором.

По итогам 2018 года вывоз зерна за пределы Омской области составил 1,9 млн т, основная часть — 1,3 млн т — была отправлена железнодорожным транспортом. В общей структуре экспорта продукции АПК региона 30% приходится на экспорт зерновых агрокультур. Бурков отметил, что наращиванию объемов вывоза зерна, в том числе на экспорт, способствовал механизм субсидируемых из бюджета льготных тарифов на перевозку зерна. В 2019 году срок действия льготных тарифов определен с февраля по август. Губернатор призвал продлить сроки до мая 2020 года.

К 2025 году объем грузоперевозок по Севморпути предполагается нарастить до 80 млн т с 20 млн т в 2018-м. Однако зерно среди значимой грузовой базы для Севморпути не значится, хотя и его перевозки в ограниченных объемах ведутся, сообщает «Коммерсантъ». Так, в июле-августе 2018 года по Севморпути судном Tian Hui компании Cosco была осуществлена транзитная перевозка груза, включающего рожь, из Германии в Японию, общий вес груза составлял 30 тыс. т. Проводку осуществляли атомные ледоколы «Вайгач» и «Таймыр».

В советское время по Северному морскому пути возились определенные объемы зерна, но это был импорт в рамках северного завоза, отмечает президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский. Однако сейчас инфраструктуры для перевозок зерна по Северному морскому пути нет, и экономика этого направления совершенно непонятна. «Практики нет, расценок никто не даст. Потом, не нужно забывать про стоимость рисков, в том числе из-за погодных условий», — сказал «Агроинвестору» Злочевский. Так, из-за высоких рисков экспорт из Омской области сейчас экономически невыгоден и через Владивосток. «Расстояние до него и до южных портов европейской части страны сопоставимое, при этом, пока во Владивостоке нет зернового терминала, прямые отгрузки там по рискам очень дороги, в первую очередь из-за вероятности простоев в связи с погодой», — обратил внимание Злочевский.

По данным аналитического центра «Русагротранса», в сезоне-2018/19 лидером по перевалке зерна остался Новороссийск, отгрузивший 12,9 млн т, на втором месте — порт Кавказ (10,8 млн т), еще 2,9 млн т было вывезено через порты Балтики. На порты Дальнего Востока — в основном, Владивосток — пришлось лишь 196 тыс. т или менее 0,5% всего российского экспорта зерновых. «В Японию было поставлено 158 тыс. т, из них 65 тыс. т пшеницы, 66 тыс. т кукурузы и 16 тыс. т ячменя. В основном, через Владивосток. В сезоне-2017/18 было 106 тыс. т зерна, тоже преимущественно через Владивосток», — сообщил руководитель центра Игорь Павенский.

Президент Владимир Путин 9 апреля на заседании Международного арктического форума говорил, что сейчас идет работа по развитию глобального транспортного коридора, включающего Северный морской путь, «который будет действовать бесперебойно и круглогодично». Это, отмечал глава государства, даст «экономию колоссальную и на топливе, и на времени». «Скажем, от Иокогамы до Роттердама 33 суток по Индийскому океану, по Северному морскому пути — двадцать, по Северному морскому — семь с небольшим тысяч километров, семь тысяч триста, а по Индийскому океану — почти двенадцать», — пояснял Путин.

реклама