В России продолжаются эксперименты по фудшерингу

Ежегодно в стране выбрасывается почти 18 млн тонн еды

Пока просроченные продукты питания проще утилизировать, чем раздавать нуждающимся до истечения срока годности
Пока просроченные продукты питания проще утилизировать, чем раздавать нуждающимся до истечения срока годности

Торговая сеть «Магнит», крупнейший в России ритейлер по числу магазинов, заявила о начале тестирования безвозмездной передачи продуктов питания с истекающим сроком годности для социально незащищенных граждан на базе гипермаркетов и супермаркетов в пяти городах: Туле, Краснодаре, Ростове-на-Дону, Ельце (Липецкая область) и Ижевске (Удмуртия).

«“Магнит” запустил программу фудшеринга год назад — в июле 2022 года, — рассказали «» в пресс-службе компании. — Проект был развернут в Москве и затем в Санкт-Петербурге на базе дарксторов — “магазинов без покупателей” для сборки онлайн-заказов. За это время компания передала нуждающимся 173 т продовольствия и помогла 92 тыс. человек. При этом в состав продуктовых наборов кроме базовых товаров (хлебобулочные изделия, бакалея и др.) также входят овощи и фрукты — всего около 300 наименований, исключая продукты животного происхождения».

Бизнес и общественные организации обсуждают тему фудшеринга уже не первый год. Возможность использовать продукты с истекающим сроком годности для социальной поддержки, вместо того чтобы дождаться, когда они испортятся и их придется утилизировать, выглядит очень привлекательной. И потенциал у этого направления, по оценкам аналитиков, огромен. Так, аналитическое агентство «ТИАР-Центр» оценивает, что ежегодно в стране выбрасывается почти 18 млн т еды. Из этого объема 29% приходится на ритейл и общепит. При наличии развитого фудшеринга 3,6 млн нуждающихся граждан страны смогли бы бесплатно получать около 50% необходимого ежедневного рациона.

Первыми решением проблемы спасения пригодных в пищу продуктов от утилизации в России занялись общественные организации и волонтеры. Сегодня в стране существует несколько типов фудшеринг-сервисов. Например, банки еды (они аккумулируют и распределяют значительные объемы продуктов питания среди благотворительных организаций); волонтерские проекты, которые забирают еду в кафе, столовых и магазинах и распределяют среди заинтересованных потребителей; региональные группы в соцсетях, созданные по принципу «отдам бесплатно», где обычные пользователи делятся оставшейся едой.

«Банк еды “Русь” занимается фудшерингом уже более 10 лет, — говорит вице-президент благотворительного фонда Анна Алиева-Хрусталева. — Сегодня мы осуществляем 90% фудшеринга в благотворительном секторе: работаем с крупнейшими производителями, торговыми сетями, сельхозпредприятиями и общепитом. В 2022 году запустили агрофудшеринг: забираем у сельхозпредприятий излишки урожая и передаем нуждающимся. Только осенью прошлого года мы перераспредели более 560 т овощей и фруктов благодаря агрофудшерингу. Помогаем в среднем 1 млн человек в год в 60 регионах России». 

Торговая сеть «Магнит» стала партнером «Банка еды Русь» в прошлом году. Волонтеры благотворительного фонда каждый день забирают продукты с истекающим сроком годности из дарксторов «Магнита» в Москве, Московской области и Санкт-Петербурге. Продукты проходят двойной контроль — со стороны сотрудников «Магнита», а затем со стороны волонтеров, чтобы убедиться, что товары имеют достаточный остающийся срок годности и пригодны для употребления. В тот же день волонтеры передают продукты благополучателям, которые проживают поблизости. Алиева-Хрусталева считает, что запуск фудшеринга на базе магазинов сети «Магнит» еще в нескольких регионах ускорит масштабирование проекта и усилит популяризацию этого направления. «Это значит, что продовольственную помощь получат больше людей, а хорошие продукты не превратятся в отходы», — резюмирует она.

Являясь эффективным инструментом в реализации социальной политики, защите экологии, формировании ответственного отношения к продуктам питания, практика фудшеринга вот уже несколько лет продвигается, в основном, общественными организациями и волонтерскими движениями, так и не став общей для сетей продуктовой розницы и общепита. Дело в том, что для активного развития направления существует несколько серьезных препятствий, которые невозможно решить, не привлекая власти.

Председатель правления Российской ассоциации экспертов рынка ритейла Андрей Карпов поясняет, что в существующем законодательном поле продукты питания выбрасывать выгоднее, чем отдавать нуждающимся. Крупные торговые сети, занимаясь фудшерингом, несут дополнительные расходы. Продукты с истекающим сроком годности нужно где-то аккумулировать, кто-то должен их проверять и следить, чтобы срок годности не истек, иначе благотворитель понесет уголовную ответственность, а это все — дополнительная работа и дополнительная оплата сотрудникам. Кроме того, продавец обязан заплатить налог на реализованный бесплатно, с помощью фудшеринга, товар. А вот при утилизации товаров компания может получить налоговый вычет в размере 20% от его стоимости.

«Действительно, бизнесу сейчас выгоднее утилизировать продукты питания, чем отдать их на благотворительность, — подтверждает Алиева-Хрусталева. — Все дело в НДС. То есть бизнес, передавая в фудшеринговые организации еду бесплатно, платит налог 10-20%, как при продаже. Конечно, это совсем невыгодно: утилизация продуктов обходится в два-три раза дешевле». По словам главы Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Игоря Караваева, организация уже давно на разных уровнях продвигает инициативу по отмене НДС для товаров с истекающим сроком годности при передаче их на благотворительность.

Не так давно у темы фудшеринга появились сторонники и в законодательном сообществе. Так, фракция ЛДПР в конце июня внесла на обсуждение Госдумы законопроект с поправками в Налоговый кодекс. Поправки предполагают отмену НДС на продукты с истекающим сроком годности и бутилированную воду, если они реализованы бесплатно. Из списка продуктов для фудшеринга исключены детское и диетическое питание, а также алкоголь. Замминистра промышленности и торговли Виктор Евтухов сообщил, что министерство поддержало инициативу.

«Освобождение от НДС товаров с истекающим сроком годности, передаваемых на благотворительность, придаст новый импульс развитию фудшеринга в России, поможет спасти десятки тысяч тонн качественных продуктов питания от утилизации», — уверены представители торговой сети «Магнит». В АНО «Фудшеринг» говорят, что развивать фудшеринг при более благоприятных внешних условиях готов не только «Магнит». «В конце 2022 года мы провели опрос ведущих торговых сетей в России. Его результаты показали, что почти все ритейлеры из топ-10 рассматривают внедрение фудшеринга при снятии ряда барьеров, в том числе налоговых», — прокомментировал представитель организации.

Потенциал фудшеринга огромен, подчеркивает Анна Алиева-Хрусталева. «По нашим подсчетам, если снять налоговые барьеры, то можно было бы перераспределять порядка 1,2 млн т продуктов. Такой объем позволит обеспечить едой абсолютно всех россиян, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Сейчас благодаря фудшерингу перераспределяется всего несколько тысяч тонн продуктов в год. Так, «Банк еды Русь» распределяет порядка 10 тыс. т в год, при этом, по данным РАЭК, на долю фонда приходится 90% всего объема фудшеринга в стране», — отмечает она.

Огромное количество людей нуждается в продовольственной помощи — и это не только те официальные 20 млн человек за чертой бедности, но и те, кто таковыми официально не считаются, однако при этом едва сводят концы с концами, продолжает Алиева-Хрусталева. «Питание — одна из главных статей расходов у семей в кризисной ситуации, а благодаря фудшерингу они могут направить сэкономленные деньги на другие нужды. Таким образом, фудшеринг в целом повышает уровень жизни и дает шанс людям выбраться из замкнутого круга крайней нужды», — уверена она.

Участники фудшеринга и заинтересованные организации отмечают, что кроме необходимости уплаты НДС, существуют и другие проблемы. В пресс-службе Х5 Group (компания развивает фудшеринг с 2021 года) в числе таких проблем называют складскую логистику, а также выстраивание инфраструктуры по формированию списков нуждающихся и передаче продуктов. Однако все эти проблемы будут решаться в рабочем порядке, и фудшеринг примет массовый характер, если будет устранен главный камень преткновения — налоговые ограничения. «Мы считаем, что фудшеринг — это инициатива, которая хорошо работает за счет развития горизонтальных связей и формирования локальных сообществ. Важно, чтобы проектом занимались на местах. Сейчас сервисы по спасению еды в основном сосредоточены в крупных городах, поэтому мы предпринимаем усилия, чтобы фудшеринг запускался в регионах», — говорит представитель АНО «Фудшеринг».

Больше новостей АПК — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь!

Загрузка...