Отраслевые объединения просят правительство не поддерживать законопроект о «российской полке»

По их мнению, он нарушает принцип свободы экономической деятельности

Расширять присутствие российских производителей на полках магазинов нужно рыночными методами
Расширять присутствие российских производителей на полках магазинов нужно рыночными методами

Члены межотраслевого экспертного совета по развитию потребительского рынка (МЭС), а также объединения производителей и поставщиков продуктов питания, среди которых Национальная мясная ассоциация, Национальный союз хлебопечения, «», Рыбный союз и другие, обратились в правительство с просьбой отказаться от поддержки законопроекта о «российской полке», пишут «Ведомости». Законопроект, который обсуждается с 2023 года, в случае его принятия обяжет продавцов выделять определенное место на витринах и стеллажах под продукцию, произведенную в России или странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС). В ближайшее время документ планируется внести в Госдуму. Законопроект поддерживает Минпромторг, тогда как ФАС и Минэкономразвития ранее критиковали документ.

Авторы письма отмечают, что законопроект нарушает принцип свободы экономической деятельности, фактически понуждая к заключению договоров с определенными производителями товаров. Так, пищевая отрасль опасается дальнейшего расширения положений этого закона и новых попыток вмешательства во взаимоотношения торговых сетей с производителями. В письме отдельно говорится о товарах, локализованных в России международными компаниями. Такая продукция лишается преференций, хотя транснациональные холдинги могут быть российскими резидентами, которые платят здесь налоги, создают рабочие места, делают инвестиции и используют отечественное сырье, подчеркивают авторы обращения. При этом товары, произведенные в странах ЕАЭС, попадут на национальную полку.

Расширять присутствие российских производителей на полках магазинов нужно рыночными методами, уверены представители отраслевых объединений, например, путем инвестиционных и налоговых льгот, субсидий на научно-исследовательские работы, мер маркетинговой поддержки. При этом Ассоциация компаний розничной торговли ранее оценивала, что среди продовольственных товаров в магазинах от 80% до 99% в зависимости от категории можно отнести к отечественным.

Между тем, как следует из результатов опроса, проведенного журналом Поле.РФ на исследовательской платформе «Тет-о-твет» аналитического центра НАФИ, только 20% респондентов выступают за полное самообеспечение продуктами питания, тогда как 64% — за разумный баланс с импортом. Проголосовавшие за полную продовольственную независимость считают, что такой путь правильный, даже если он приведет к сокращению ассортимента и увеличению стоимости продуктов. В то же время 33% опрошенных уверены, что России нужно делать ставку на собственные ключевые продукты питания, а остальное по необходимости закупать в других странах. Еще 31% участников опроса полагают, что самое главное — качество и доступность продуктов питания, даже если они импортные.

«Опрос показал, что большинство россиян не готовы бездумно жертвовать своими интересами и продуктовыми предпочтениями, выбирая, напротив, баланс между импортом и импортозамещением. Это говорит об осознанности потребительского поведения, когда человек желает иметь свободу выбора продуктов и самостоятельно решать в пользу того или иного поставщика», — отметил заместитель гендиректора Аналитического центра НАФИ Тимур Аймалетдинов.

Больше новостей АПК — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь!

Загрузка...