К электронной ветсертификации готовы лишь 6% поставщиков молочной продукции — Агроинвестор
Спасибо! Вы подписаны на нашу рассылку!

К электронной ветсертификации готовы лишь 6% поставщиков молочной продукции
Екатерина Дятловская
Агроинвестор
4 июня 2018
Альтернативой «Меркурию» может стать маркировка
Маркировка «Честный знак», как предполагается, будет носить уведомительный характер
Фото: М. Стулов

Только 6% поставщиков готовой молочной продукции готовы к внедрению обязательной электронной ветеринарной сертификации (ЭВС), которая должна вступить в силу с 1 июля. Об этом сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на материалы к совещанию у вице-премьера Дмитрия Козака, состоявшегося в конце мая. По данным издания, в качестве альтернативы ЭВС для упакованной продукции правительство рассматривает систему маркировки.

Эксперимент по добровольной маркировке готовой молочной продукции планируется начать с 1 июля. Оператором проекта должен выступить Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ, учрежден USM Holdings Алишера Усманова, «Ростехом» и «Элвис-плюс групп» Александра Галицкого), говорится в протоколе совещания с участием представителей Минпромторга, Минсельхоза, Россельхознадзора, ЦРПТ и др. Эксперимент рассчитан на несколько этапов и должен завершиться 30 июня 2019 года. Центр определен оператором единой национальной системы маркировки, которая получила название «Честный знак».

О том, что маркировка рассматривается как альтернатива ЭВС для упакованной продукции, «Коммерсанту» сообщили три источника, знакомые с ходом обсуждения внедрения маркировки. Решение пока не принято, но оно в высокой степени готовности, утверждает один из собеседников издания. В протоколе совещания указано, что Минсельхозу поручено рассмотреть возможность внесения изменений в приказы в части особенностей сопровождения готовой молочной продукции ветеринарными документами. Два источника рассказали, что тот же вопрос обсуждался у вице-премьера Дмитрия Козака в конце мая. В материалах к той встрече говорится, что Минпромторг поддержал исключение готовой молочной продукции из перечня товаров, подлежащих ЭВС. Представитель Козака подтвердил факт обсуждения вопроса. Предполагается, что система ЦРПТ будет связана c «Меркурием»: «Меркурий» будет прослеживать сырое молоко от фермы до завода, а ЦРПТ — от завода до покупателя.

Об участии в пилотном проекте по маркировке готовой молочной продукции уже объявила группа Danone. Как отмечала компания, предлагаемая ЦРПТ национальная система цифровой маркировки и прослеживаемости является более перспективной для молочной промышленности, чем обязательная электронная сертификация в «Меркурии». При помощи пилотного проекта Danone рассчитывает «отработать техническое решение маркировки молочных продуктов контрольно-идентификационными знаками» и «оценить его влияние на текущие операционные бизнес-процессы, а также оптимизировать затраты на его внедрение для отрасли». Однако реализация данной инициативы станет возможной только при условии, если готовая молочная продукция будет исключена из списка продукции, подлежащей обязательной электронной ветеринарной сертификации, заявлял гендиректор группы Danone в России Чарли Каппетти. Как сообщил «Агроинвестору» исполнительный директор «Союзмолоко» Артем Белов, кроме Danone есть и другие компании, которые готовы в будущем присоединиться к системе маркировки.

Ранее Минсельхоз заявлял, что большинство регионов России готовы к введению ЭВС с 1 июля. «Конечно, есть вопросы, но оставшегося месяца должно хватить для их решения», — сказал представитель Минсельхоза «Интерфаксу» на прошлой неделе. Тогда же ведомство подчеркивало, что планов по переносу сроков введения ЭВС нет. По данным Россельхознадзора, в течение мая в системе «Меркурий» было оформлено 49,5 млн электронных ветеринарных сертификатов, из которых 4,5 млн пришлось на готовую молочную продукцию (до 1 июля ветеринарные сопроводительные документы для этой категории товаров необязательны). Лидерами по оформлению электронных сертификатов на готовую молочную продукцию, по данным ведомства, в мае были Саратовская и Ярославская области, Москва, Татарстан; аутсайдерами (за месяц оформлено менее 100 сертификатов) — Севастополь, Забайкальский край, Карачаево-Черкесия, Магаданская область и Калмыкия. В целом оформление электронных ветсертификатов в мае выросло на 16% к уровню апреля, количество таких документов, оформляемых ежедневно, достигало 2,4 млн штук, что вдвое выше аналогичного показателя апреля.

Затраты на внедрение маркировки для готовой молочной продукции потенциально могут быть сопоставимы с расходами на внедрение ЭВС, отмечает Белов. Ранее Danone оценивала, что траты на ЭВС приведут к удорожанию 1 кг продукции примерно на 10%, или на 4,5 руб. Гендиректор Кореновского молочно-консервного комбината Игорь Московцев, в свою очередь, говорил, что затраты на систему «Меркурий» сопоставимы с инвестициями в сырный проект, который рассматривает компания. «Безусловно, внедрение системы маркировки потребует определенных инвестиций, в том числе в оборудование, которое будет маркировать, — комментирует Белов. — Однако какой это будет масштаб затрат, сейчас говорить достаточно сложно — его объем будет понятен только после того, как будет реализован пилотный проект». Тем не менее, уверен он, маркировка будет интересна производителям. «Во-первых, она носит уведомительный характер, а это сводит фактически к нулю риски остановки товара в цепочке его движения из-за отсутствия разрешения. Во-вторых, предполагается, что система маркировки будет универсальной, то есть она будет действовать не только для пищевой продукции, что снижает риски того, что система начнет сбоить», — отметил Белов.

Между тем, с 1 июня в России стартовал проект добровольной маркировки продуктов питания «Светофор», который инициировал Роспотребнадзор. Как сообщает газета «Ведомости», единственным его участником пока является концерн Unilever, разместивший маркировку на упаковках своего мороженого Ekzo, Carte D’Or и Max. Маркировка информирует о содержании трансжиров, а также о содержании жиров (в том числе насыщенных жирных кислот), соли и добавленного сахара в пересчете на 100 г продукта. Ранее Роспотребнадзор заявлял, что маркировку «Светофор» планируется наносить на молочную продукцию, а также хлебные, мясные и рыбные товары, овощные и фруктовые консервы, соки и кондитерские изделия. Глава Роспотребнадзора Анна Попова заявляла, что на переходный период маркировка будет добровольной, чтобы бизнес к ней адаптировался, после чего может стать обязательной.

Показать еще

Статьи по теме


Рекомендации
Реклама