Спасибо! Вы подписаны на нашу рассылку!

Тренды-2018. Что год грядущий им готовит?
«Топы» продуктовых трендов от ведущих отраслевых и новостных компаний

Складывается впечатление, что к концу года за рубежом только ленивый не поделился своими ожиданиями по развитию потребительских предпочтений (данная возможность пока остается незамеченной российскими пиарщиками). Отдельного внимания заслуживают рейтинги трендов от производителей продовольствия и крупнейших СМИ, поскольку такие прогнозы бывают самоисполняющимися. К первой когорте принадлежат, например, Nestle, Kraft, Mondelez, Unilever. Во втором случае - это BBC, Forbes, Fortune, New York Times и другие. Попробуем выделить тренды, которые могут быть релевантными для России. «Провидцы» базируются в богатых западных странах, поэтому многие тренды актуальны только для отдельных регионов нашей страны.

  • — Растущий интерес к происхождению продуктов (Whole Foods via Reader’s Digest). Потребители хотят знать, где и как была произведена их еда. Тренд коррелирует с уровнем образования и дохода.

  • — Прямые покупки у фермеров (Forbes). Как, вы еще не нашли вашего местного фермера рядом с дачей? Проведите собственный аудит хозяйства, чтобы убедится в безопасности продуктов. Недешево, зато свежее и из первых рук. Также напрочь отсутствует эффект butt-brush, столь характерный для предновогодних Ашанов.

  • — Ближневосточная кухня (Whole Foods via Reader’s Digest). Барашек, гранат, сухофрукты? В некоторых случаях мы определенно опередили и Европу, и Америку. Журналисты указывают, что ближневосточная кухня обладает многими преимуществами средиземноморской диеты, которая считается одной из наиболее полезных.

  • — Квашеные продукты и соленья (BBC, Unilever). Этот тренд жителям России объяснять не нужно. Квашеная капуста, моченые яблоки, соленые грибы и огурцы — не только вкусно и полезно, но и дешево. Особенно актуально для стран со снижающимся доходом на душу населения.

  • — «Гипер-локал» (BBC, NRA - национальная ассоциация ресторанов США). У этого тренда может быть разное понимание. Это огороды и собственные пивоварни при ресторанах. Также вспомним рестораны, которые меняют меню в зависимости от сезона, чтобы подавать больше блюд из местных продуктов. Например, Gras в Санкт — Петербурге.

  • — Больше белка и меньше сахара (Nestle). В этом свете у «Русагро» великолепно сбалансированный производственный ассортимент: компания производит и сахар, и мясо.

  • — Полезные блюда для детей (NRA). Если бы этого тренда в России не было, его бы стоило придумать. В извращенном сознании многих менеджеров ресторанов картошка-фри по-прежнему числится «детским» блюдом.

  • — Травяные и прочие интересные чаи (BBC). Да! Давно пора прекратить гегемонию кофе вблизи офисных центров.

  • —  Растущие on-line продажи еды (Forbes).

  • —  Цветочные ароматы в Вашем латте и капучино (Fortune). Роза и лаванда — как самые популярные запахи 2018 года.

  • — И о грустном: растущие цены на вино (Fortune). Засуха и пожары во Франции, Испании и Калифорнии должны привести к резкому снижению предложения. Похоже у российских виноделов начинается «золотой век». Больше предсказаний от Fortune по ссылке. Больше статистики производства вина по странам здесь (на французском, но названия стран и цифры понятны).

К менее релевантным для России трендам я бы отнес повсеместно упоминаемые растительные аналоги мяса и молочных продуктов. В нашей стране несколько десятков миллионов бедных людей. Практика Китая и других развивающихся рынков показывает, что при росте достатка прежде, чем стать изящными вегетарианцами, люди увеличивают потребление привычных продуктов. Но, к сожалению, серьезного увеличения доходов в России не прогнозируется.

Любителям более «сухих» отчетов со множеством цифр предлагаю ознакомиться с очередными среднесрочными прогнозами по сельскому хозяйству от Европейской Комиссии. Формат блога не предполагает серьезного анализа этого документа. Отметим только тот факт, что европейские аналитики прогнозируют рост экспорта своей пшеницы, таким образом игнорируя последние успехи российских производителей.

Автор руководитель направления стратегического маркетинга группы «Черкизово»

Показать еще