Увеличение производства отечественных семян: в чем заключается настоящая опасность

Есть ли в стране необходимый производственный потенциал для резкого наращивания производства семян?

Обострение международных отношений в феврале 2022 года и принятие многочисленных экономических санкций против России резко увеличили неопределенность на российском рынке семян по импортозависимым сельскохозяйственным культурам, а общий ход подготовки к посевной 2022 года с предельной ясностью показал необходимость скорейшего достижения параметров Доктрины продовольственной безопасности в части обеспечения сельхозпроизводства отечественными семенами. Подводя итог этой посевной, нужно отметить два принципиальных момента:

  1. Отечественные селекционно-семеноводческие компании отгружали своим контрагентам оплаченные семена, сохранив ранее объявленные цены, несмотря на неопределенность на финансовых и некоторых товарных рынках. Многие отечественные семеноводческие компании своим проверенным клиентам отпускали семена даже в долг, не требуя от государства дополнительной финансовой помощи в краткосрочной перспективе.

  2. Ситуация с иностранными семенами складывалась по-другому. Некоторые зарубежные компании полностью выполнили оплаченные договоры на поставку семян, но большинство из них в первой половине марта, ссылаясь на форс-мажорные обстоятельствами, расторгли контракты на поставку семян с российскими аграриями. А через две недели семена чудным образом «появились» и сельхозпроизводителям предложили их в тех же объемах, но по значительно большей (до двух раз) цене, которая не была откорректирована после укрепления рубля к доллару. Рост цен произошел несмотря на беспрецедентную помощь зарубежным компаниям со стороны Минсельхоза России по упрощению таможенных и карантинных процедур при доставке семян из-за рубежа. Многочисленные случаи пересмотра уже оплаченных контрактов в очередной раз показали, что высокая зависимость от иностранных семян и привязка их цены к доллару/евро не позволяет гарантировать их покупку даже по заблаговременно и полностью оплаченным договорам.

В такой ситуации в сжатые сроки разработал и приступил к реализации комплекса мер, позволяющих гарантированно обеспечить отечественное сельхозпроизводство семенами импортозависимых культур (в том числе кукурузы и подсолнечника), который предусматривает как стимулирование производства семян отечественной селекции, так и гарантии отечественным компаниям в реализации дополнительных объемов этих семян. На совещаниях, проводимых в последние месяц-два министерством, региональным властям была поставлена задача — обеспечить в 2023 году отечественных производителей семян подсолнечника земельными участками для размещения семенных посевов с необходимой пространственной изоляцией в объеме 15 тыс. га дополнительно к уже имеющимся. Планируется значительное увеличение площадей участков гибридизации для производства семян отечественных гибридов и кукурузы. Также было объявлено о возможном введении квот на импорт семян из недружественных стран. 

Государственные отечественные институты и частные селекционно-семеноводческие компании обладают необходимым производственным потенциалом для такого резкого увеличения производства семян конкурентоспособных гибридов этих культур, но их маркетинговые службы пока не смогут на равных конкурировать с ведущими зарубежными компаниями. У наиболее успешных отечественных селекционно-семеноводческих компаний количество специалистов, обеспечивающих продажи по всей России, не превышает шести-восьми (чаще трех-четырех) человек. У иностранных же компаний продажи обеспечивают сотни человек, в частности у Corteva только в Краснодарском крае продажами и сопровождением посевов занималось 23 человека. Поэтому любому бизнесмену понятно, что в этих условиях необходима поддержка государства, гарантирующая равные конкурентные условия для всех участников рынка, аналогичные мерам, показавшим свою высокую эффективность более 15 лет назад по ликвидации импортозависимости страны от иностранных куриных окорочков. Тогда механизм регулирования рынка основывался на том, что с ростом производства отечественных окорочков снижались квоты на их импорт. В результате уже более десяти лет отечественные птицеводы не только полностью обеспечивают отечественный рынок своей продукцией, но и создали проблему совершенно другого порядка — куда ее девать.

Безусловно, эти (только эти первые шаги) не только окажут эффективную поддержку отечественной селекции и семеноводству, но и серьезно поменяют направление финансовых потоков. И если для отечественных компаний это увеличение производства, продаж, расширение селекционных программ, улучшение маркетинга и послепродажного сопровождения, то для продавцов иностранных семян — это снижение прибыли и серьезное обострение конкуренции.

По резкому росту внимания к этой теме отдельных СМИ можно констатировать, что на правильном пути. А резкие нападки в его адрес свидетельствуют о том, что конкуренция уже обострилась. Две из них, как наиболее критические, мы не могли обойти своим вниманием:

  1. «Квотные позывы. Понимает ли штаб отрасли риски быстрого сокращения импорта семян?» (11.08.2022). Статья написана специально для «Крестьянских ведомостей» «независимым» экспертом-аналитиком, по совместительству политическим координатором Федерального союза селекционеров Германии (BDP) Сергеем Платоновым.

  2. «Эксперт: Российские семеноводы должны конкурировать на внутреннем рынке» («Российская газета» - Экономика Северного Кавказа №186 (8834)), автор — Петр Коротченко, член правления , депутат Думы Ставропольского края.

В этих статьях авторы, приводя, как им кажется, обоснованные аргументы, подвергают критике действия Минсельхоза по поддержке отечественной селекции и семеноводства и его предложения по квотированию импорта семян. Публикации во многом перекликаются между собой и являются ярким примером лоббирования интересов бизнеса, связанного с производством и оказанием комплекса услуг для реализации иностранных семян. Поэтому мы посчитали возможным рассмотреть эти претензии (вытекающие из сути статей в нашем понимании), предъявляемые к отечественным семенам и действиям Минсельхоза, обобщенно.

Итак, в обоих материалах прослеживается мнение, что:

  • Отечественные семена значительно уступают по урожайности иностранным и это приведет к снижению валового производства, росту себестоимости и снижению доступности продовольствия.

Возражения:

Приведенный выше аргумент более чем спорный и прежде всего потому, что, по нашему мнению, говорить о достоинствах или недостатках семян необходимо не в общем (средняя температура по больнице), а в разрезе конкретных культур, выращиваемых в сопоставимых условиях. Так, например, для кукурузы успех любого гибрида на рынке определяется тремя основными факторами: его генетическим потенциалом, умением компании продвигать (продавать) продукцию и качеством послепродажного сопровождения. Генетика в современных условиях не всегда является решающим фактором при принятии решения о покупке того или иного гибрида. Два последних фактора во многом зависят от рыночного опыта компании и ее финансовых возможностей. Все понимают, что конкурировать на равных с глобальными корпорациями отечественные селекционно-семеноводческие компании, которым максимум всего 20 лет от роду, в настоящее время не могут (в силу разных весовых категорий). А высокий генетический потенциал отечественных гибридов подтверждается в демонстрационных посевах, когда в сопоставимых условиях последние нередко или превосходили, или были на равных с иностранными. Использование иностранных семян кукурузы из-за высокой стоимости семян экономически целесообразно лишь при разнице урожайности на 5-10 ц/га, чему посвящена отдельная статья Ассоциации, обобщающая итоги демонстрационных посевов. При этом необходимо учитывать то, что преимущества отечественных гибридов в урожайности наиболее ярко проявляются в неблагоприятных условия, как раз тогда доля стоимости семян в себестоимости зерна резко возрастает.

  • Зарубежные семена привлекательны для российских потребителей не только (а может, и не столько) генетикой, а филигранно подогнанным под эту генетику пакетом суперсовременных технологических и маркетинговых решений.

Ответ:

В данном случае частично можно согласиться. Иностранные семена, как правило, имеют гораздо большую и дорогую номенклатуру используемых при производстве протравителей, регуляторов роста и других добавок. Отечественные же компании часто используют более дешевые аналоги, но это обычно является следствием требований заказчиков, которым для их уровня агротехники в хозяйстве нужны более дешевые семена. Именно сравнение продуктивности отечественных семян, подготовленных по эконом-варианту, и иностранных, прошедших полную химподготовку, приводит к получению некорректных результатов (в наших опытах — до 20% разницы). По сути, сравнивается не генетика, а эффективность агрохимикатов. По желанию потребителя отечественные компании могут подготовить семена с использованием полного набора необходимых препаратов, что гарантированно обеспечит как минимум одинаковую продуктивность с зарубежными аналогами.

Что касается маркетинга, то в зарубежных компаниях он, конечно, сильнее, прежде всего за счет использования гораздо больших финансовых, кадровых и организационных ресурсов. Преодолеть это отставание можно только увеличивая продажи и направляя полученные дополнительные средства на сопровождение продаж. Отмечая филигранную маркетинговую работу менеджеров зарубежных компаний, мы весной этого года с «восхищением» наблюдали, как они в большинстве своем «по дружбе», чтобы избежать штрафных санкций, убедили клиентов по согласию сторон разорвать уже оплаченные договоры поставок семян, а через две недели предложили этим покупателям купить эти же семена в два раза дороже. 

  • Объявленные России санкции напрямую не затронули продовольственный сектор. Западные поставщики — частные селекционные компании, в абсолютно подавляющем большинстве не ушли с российского рынка и продолжат работать в России.

Ответ:

Сложно с этим согласиться. Никто не знает, когда и какой компании (или всем сразу) придет приказ о сворачивании работы в нашей стране. Высший менеджмент Corteva в России узнал о решении компании уйти с российского рынка практически из СМИ. Это косвенно свидетельствует о том, что решение принято по политическим причинам. А с учетом того, что одна маленькая, но гордая европейская страна заявила, что ездить по Европе — это привилегия, и русским ее надо заслужить, существуют реальные риски того, что они, решив, что мы должны заслужить право есть три раза в день, неожиданно прекратят поставки семян. Кроме политических санкционных рисков есть очень актуальный и непрогнозируемый риск экстремально неблагоприятных погодных условий в странах, являющихся основными производителями семян. Месяц назад из-за засухи, аналогов которой не было в Европе 500 лет, прогноз производства семян кукурузы и подсолнечника в странах Евросоюза был снижен до 60% от плановых показателей. На сегодня ситуация только ухудшилась. А может ли независимый эксперт-аналитик ответить на вопросы: какая погода будет в 2023 году? Можно ли исключить новый рекордно засушливый год в 2024-м? Можно в этих условиях исключить глобальный дефицит семян? В какой очередности тогда будут удовлетворятся потребности стран? Европа — Украина — Россия, или наоборот — Россия — Украина — Европа. Что-то нам подсказывает, что европейское сообщество прислушается к мнению маленькой гордой европейской страны.

А если серьезно, то очень велика вероятность того, что в Россию семена не привезут не из-за введенных квот, а их физически просто не будет или мы «не заслужим» это право, или очередь не дойдет. Все страшилки о том, что общий валовой сбор снизится из-за некачественных отечественных семян не идет ни в какое сравнение с потерями из-за того, что значительные площади не будут засеяны из-за банального отсутствия семян.

  • В ограничении ввоза импортных семян на наш рынок заинтересованы производители, которые вместо создания конкурентной продукции лоббируют в Минсельхозе административные решения, способствующие продвижению их собственного, менее конкурентного товара. Нельзя сбрасывать со счетов колоссальное давление на ведомство со стороны субъектов низкого рыночного спроса, так называемых «непродавашек», давно и страшно мучимых квотными позывами (в орфографии авторов статей).

Ответ:

Лоббистские возможности отечественных селекционно-семеноводческих компаний (и даже их объединений) всегда уступали возможностям крупных иностранных компаний, нередко пользующихся поддержкой высшего менеджмента отдельных крупных холдингов. Поэтому принимаемые сегодня Минсельхозом решения вызваны в значительной части причинами, описанными нами выше. Наша Ассоциация более десяти лет последовательно доказывала пагубность чрезмерного роста доли иностранных семян на отечественном рынке, систематически вносила конкретные предложения по увеличению доли конкурентоспособных отечественных семян до параметров, гарантирующих продовольственную безопасность страны. Многие из них уже реализованы, остальные предложения, мы надеемся, будут учитываться при разработке следующих нормативных актов.

По поводу «непродавашек». Эксперт слабо владеет текущей ситуацией и не знает, что ряд компаний, производящих семена гибридов отечественной селекции в ценовом сегменте выше среднего, продали свои семена еще до 24 февраля т.г. и сегодня получают предложения о покупке семян «на корню».

Единственное, в чем правы авторы рассматриваемых статей, так это в том, что при резком увеличении объемов производства кратно возрастают риски снижения качества производимых семян, что может нанести удар по имиджу отечественного семеноводства и сыграть на руку лоббистам интересов иностранных компаний. Причиной этого могут быть сбои как технологического (нехватка специализированной техники, земельных участков с требуемой пространственной изоляцией, в том числе орошаемых), так и организационного характера — прежде всего кадров нужной квалификации. Поэтому отечественным компаниям необходимо уже сейчас тщательно готовиться к посевной 2023 года, уделяя особое внимание кадровой проблеме.

В заключении хочется пожелать всем участникам семенного бизнеса трезво оценивать складывающуюся ситуацию, взвешенно относиться к публикуемым экспертным мнениям и понимать, что принимаемые Минсельхозом страны меры являются началом долгосрочного тренда по развитию и повышению конкурентоспособности отечественной селекции и семеноводства. Эту новую реальность необходимо учитывать как сельхозпроизводителям, так и участникам семенного бизнеса, в том числе представителям иностранных компаний и их экспертам.

Авторы — Игорь Лобач, президент Национальной ассоциации производителей семян кукурузы и подсолнечника; Михаил Самусь — исполнительный директор Национальной ассоциации производителей семян кукурузы и подсолнечника.


Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.

Загрузка...