Спасибо! Вы подписаны на нашу рассылку!
Промышленная индейка
Агроинвестор
31 октября 2008
Потенциал роста ее производства в России — 170 тыс. т
журнал «Агроинвестор»
август 2008
Фото: ИТАР-ТАСС

Сегмент индейки — самый быстрорастущий в птицеводческом секторе. За один только 2007 год производство индюшатины в нашей стране увеличилось больше чем на 70% до $627 млн, подсчитали эксперты Института аграрного маркетинга. Наиболее высокий (2,14 раза) темп роста продемонстрировали игроки рынка разделанной индейки. На фоне увеличения ее внутреннего промпроизводства и стабильности потребления доля импорта ежегодно снижается на несколько десятков процентов.

По оценке экспертов Института аграрного маркетинга (ИАМ), в 2007 году производство индейки выросло в России на 71,5% по сравнению с 2006 м. На промышленность (птицефабрики) пришлось 80,2% объема. За 2007 год их доля выросла в два раза. Производство мяса нарастили все без исключения фабрики. Частный сектор в прошлом году вырос всего на 6,7% (500 т). В этом секторе производят только целые тушки, 50% которых реализуют на колхозных рынках.

Производство в сегментах

В 2007 году, как и в 2006-м, наибольшие темпы роста (2,14 раза) фиксировались в сегменте разделанной индейки. Производство целой тушки выросло на 3,8%, фарша — на 46%, субпродуктов — в два раза. Таким образом, в российском производстве индейки лидируют разделанные части, то есть продукция с добавленной стоимостью: на них приходится 62% рынка. Фарша, однако, производят мало: в 2007 году его доля была минимальной и не превысила 4%.

Быстрый темп роста данного сегмента привел к изменению структуры всего отечественного рынка индейки. С 2004 по 2007 год доля тушки, полученной частным сектором, снизилась с 52% до 20% в общем производстве, при этом процент промышленной разделки вырос на 26%, субпродуктов — на 3%, промышленной тушки — только на 2%.

Основной тенденцией 2007 года был активный рост производства полуфабрикатов из индейки и расширение фабриками их ассортимента. Выпуск большего, чем раньше, числа продуктов — перспективная стратегия: как показывает опыт бройлерных предприятий, рост ассортимента происходит не столько за счет объемов, сколько благодаря выводу на рынок новых видов разделки и глубокой переработки. Большинство опрошенных ИАМом в 2007 году производителей индейки подтвердили, что начали выпуск глубоко переработанной продукции, причем ранее этим не занимались.

Исследование также показало, что части тушки и полуфабрикаты — наиболее активно растущий сегмент рынка за все проанализированные годы (2004-2007). Производство разделанной индейки за этот период увеличилось в пять раз. Можно ожидать, что в 2008 году этот тренд сохранится: объем разделанной продукции из индейки, по оценке ИАМ, вырастет больше чем в два раза.

Меньше импорта

С 2002 года на российском рынке индейки отмечается быстрое снижение импорта. В 2007 году ее ввоз снизился на 19%, а с 2002 по 2007 год упал в 2,5 раза. По мнению экспертов ИАМа, главными факторами снижения импорта за пять последних лет являются развитие внутреннего производства и рост контрактных цен. Ввоз, как видно из графика «Чем дороже индейка, тем ниже импорт», напрямую зависит от них: при увеличении контрактной стоимости импорт, как правило, снижается.

Всю продукцию из индейки, ввозимую в Россию, можно разделить на пять сегментов (см. график «Что ввозим»). Самый крупный — мясо, предназначенное для промышленной переработки. Поэтому при снижении импорта индейки отмечается значительное уменьшение импорта в сегменте промпереработки. Так, в 2005 году в Россию привезли 72 тыс. т, в 2006-м — 38 тыс. т сырья для промпереработки, а в 2007 году, по данным ИАМа, импортировали только 26,1 тыс. т. На втором месте фарш для свободной реализации. Сейчас его ввозят 27,6 тыс. т/год против 2,9 тыс. т в 2005 году. Заметим, что в 2005 и 2006 году второе место по объему импортных поставок занимали части тушки (29 тыс. т и 28,3 тыс. т). Теперь у них третье место — 17 тыс. т/год, или 60% от объема 2006 года. На субпродукты и целую тушку сейчас приходится только 0,4% и 0,8% импорта — 285 т и 580 т в натуральном выражении.

Ресурсы рынка

Рыночные ресурсы мяса индейки в 2007 году оставались почти на том же уровне, что и в 2006-м. На импорт приходилось 64% (на 15% меньше, чем в 2006 году), и 36% составляло российское производство. За 2005-2007 годы объем ввозимой в страну индейки и продукции из нее сократился на 19%, а отечественной — увеличился на 71%. В числе самых значительных изменений на рынке в 2007 году — снижение традиционно высокой доли импортного сырья для промпереработки, а также импортной разделанной индейки при увеличении объема разделки отечественного производства. Это свидетельствует об активизации импортозамещения в сегменте индейки, предназначенной для розничной реализации. Снижается зависимость от ввозной продукции и в таком быстро растущем сегменте, как тушка.

В стоимостном выражении емкость российского рынка индейки в 2007 году составила $627 млн. По сравнению с 2005 годом она увеличилась на 72%, а относительно 2006-го — на 25%. Импорт этой птицы за 2007 год оценивается в $300 млн (48% российского производства). Стоимостная доля отечественной индейки в ее общих ресурсах выросла с 17% в 2005 году до 52% в 2007-м. В прошлом году на первом месте по стоимости были российские тушки ($230 млн), на втором — импортный фарш ($111 млн).

Потребление и прогноз

Российское потребление индейки в 2007 году составило 0,79 кг/чел. Эта цифра соответствует уровню 2006 года (0,78 кг/чел.) и больше среднемировой. Если иметь в виду, что емкость мирового рынка этой птицы в 2007 году была 4,93 млн т, то среднее потребление индейки в мире можно оценить в 0,38 кг/чел. в год. Больше всего ее потребляют в США: там на одного человека приходится 7,8 кг/год. Показатели ЕС и Канады тоже выше наших — 3,8 и 4,5 кг/год. А в России среднедушевое потребление индейки сопоставимо с бразильским (0,75 кг/чел.).

Нынешняя российская структура потребления всех основных видов мяса — говядины, свинины, курятины и индейки — сопоставима с канадской. В Канаде, правда, на человека приходится в два раза больше мяса, чем у нас, — примерно 100 кг/год. Если использовать канадскую модель потребления для расчета возможной емкости российского рынка индейки, то потенциально последняя составляет 2 кг/чел в год (290 тыс. т). Другими словами, возможность роста отечественного рынка, если исходить из объема производства в 2007 году и текущего уровня доходов населения, можно оценить в 170 тыс. т. Участники рынка тоже настроены на рост: все компании, опрошенные ИАМом в ходе исследования, заявили о намерении в 2008 году увеличить промышленное производство индейки. Каким будет рост, пока сказать сложно, однако его темпы наверняка превысят показатели 2007 года. Производство в частном секторе стабилизируется под влиянием обострения конкуренции с крупными фабриками.

Материал основан на исследовании Института аграрного маркетинга «Российский рынок мяса индейки в 2007 году»

Показать еще
Статьи по теме


Рекомендации
Реклама