Экспорт зерна в декабре может достигнуть 5,3 млн тонн

Вывозить рекордные объемы помогает погода

По итогам сезона больше всего нарастят отгрузки черноморские порты
По итогам сезона больше всего нарастят отгрузки черноморские порты

Экспортеры зерна продолжают работать рекордными темпами. В среднем с августа они ежемесячно вывозили около 5 млн т. А в ноябре экспорт зерна и вовсе превысил 5,5 млн т. По прогнозу аналитического центра «», в декабре поставки за рубеж побьют очередной рекорд и могут достигнуть 5,2-5,3 млн т. «Это небывалый результат, особенно для первого месяца зимы, — обращает внимание руководитель центра Игорь Павенский. — Обычно в декабре начинаются шторма в глубоководных портах, хуже идет рейдовая перевалка, постепенно закрываться малые порты Волга-Дона, однако в этом году погодные условия вполне позволяют переваливать зерно такими же темпами, как и осенью». По мнению эксперта, 50 млн т экспорта за сезон — это вполне достижимый потенциал для России уже сейчас.

В текущем сельхозгоду все порты работают на пределе своих возможностей и показывают рекорды по перевалке. Например, порт Новороссийск (зерновые терминалы , НЗТ и КСК) за июль-ноябрь увеличил отгрузки почти на 58% до 7,8 млн т, Туапсе — на 74% до более чем 1 млн т, Тамань — на 18% до 1,65 млн т. По итогам сельхозгода больше всего нарастят экспорт как раз черноморские порты, а также Каспия и Балтики, прогнозирует Павенский. Так, Новороссийск может увеличить перевалку более чем на 40% до 17,2 млн т, Туапсе — на 73% до 2,7 млн т, балтийские — тоже на 40% до 2,1 млн т, каспийские — почти вдвое, с 1,1 млн т до 2,05 млн т. Большие объемы будут отправлены за рубеж через малые порты Азово-Черноморского бассейна — около 11,3 млн т (в сезоне-2016/17 — 10,7 млн т). Свой вклад внесут порт Кавказ и Тамань: первый, увеличит объемы перевалки почти на треть до 3,85 млн т, вторая — на 17% тоже до 3,85 млн т.

Помесячный экспорт зерна

Несмотря на рост объемов перевалки, некоторые экспортеры все-таки сообщают о трудностях с согласованием поставок по отдельным направлениям. С такой проблемой столкнулся «Глобэкс Грейн», который преимущественно грузит зерно на дальние страны через балтийские порты. «Кроме того, что остро стоит проблема с наличием подвижного состава, в начале сельхозгода не согласовывали заявки на перевозку в порты Прибалтики либо разрешали их в сокращенном объеме, меньшем вплоть до 10 раз!», — делится коммерческий директор компании Александр Григорьянц. В сентябре по этому направлению было согласовано только 10% от заявленных на перевалку объемов. В декабре их стали выполнять полностью, но вопрос нехватки вагонов так и остался.

«Еще одно наше важное направление — Азербайджан, — добавляет менеджер. — Там с согласованием проблем нет, но не каждый перевозчик в нынешний дефицитный период дает туда вагоны: выгоднее возить на более короткие расстояния с более быстрым оборотом подвижного состава». По мнению Григорьянца, скорее всего, ситуация так и останется напряженной вплоть до сезонного спада отгрузок в мае. В летний период вагоны можно будет получить легче, но и объемы перевозок уменьшатся, также как и потребности, и предложение зерна на реализацию. По оценке аналитического центра «», за первые пять месяцев сезона «Глобэкс Грейн» сократил объемы экспорта на 26% до 147 тыс. т. В рейтинге крупнейших экспортеров компания сейчас занимает 27-ю позицию.

По данным центра, в июле-ноябре вывоз зерна превысил 22,7 млн т, что на 32% больше, чем за аналогичный период годом ранее. В частности, экспорт пшеницы увеличился на 32% почти до 17,8 млн т, ячменя — в 1,9 раза до 3 млн т, а отгрузки кукурузы снизились на 4% до 1,8 млн т.

Загрузка...