Экспортер подаст судебный иск из-за ограничения вывоза зерна

Белорусская таможня не выпустила 2,5 тысячи тонн кукурузы, убытки компании составили 100 тысяч евро

11 вагонов зерна месяц стояли на станции Полоцк
11 вагонов зерна месяц стояли на станции Полоцк

«-Агро» готовит судебный иск к белорусской таможне и, возможно, к Минсельхозу России из-за срыва контракта на поставку 2,5 тыс. т кукурузы в Латвию. Об этом «» сообщил гендиректор компании Сергей Мирюк. В апреле компания должна была поставить в адрес СИА «Балтик-Агро» 11 вагонов зерна, но они были задержаны белорусской таможней и простояли на станции Полоцк в течение 30 дней.

Как рассказал Сергей Мирюк, на груз была оформлена квота согласно постановлению правительства России № 385 от 31 марта, зерно прошло таможенное оформление для вывоза. Однако 21 апреля компания получила телеграмму (копия есть у «Агроинвестора») от Витебской таможни о том, что в выдаче разрешения на убытие с таможенной территории отказано. В качестве причины отказа указано отсутствие лицензии на экспорт согласно постановлению правительства РФ № 385.

По словам гендиректора «-Агро», в Минсельхозе, куда представители компании обратились за разъяснениями, требования белорусской таможни назвали правомерными, однако не уточнили, как получить лицензию на экспорт кукурузы. Документального подтверждения такого ответа у компании нет. На запрос «Агроинвестора» не ответил.

«Контракт был сорван, мы потеряли 37 евро на тонне, а с учетом простоя — 42 евро на тонне, общий убыток оцениваем в 100 тысяч евро, — сетует Мирюк. — Зерно пришлось продать на территории Белоруссии по заниженным ценам». Это не единственный случай, топ-менеджер знает, что той же таможней было задержано более 15 тыс. т пшеницы и кукурузы других российских компаний. 

«Кукуруза не включена в перечень временно запрещенных к вывозу товаров. Дополнительный порядок лицензирования для возможности применения квоты не предусмотрен», — прокомментировал вице-президент Российского экспортного центра Станислав Георгиевский.

Знакомый с описанной ситуацией гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько воздержался от комментария о порядке таможенного оформления грузов, но предположил, что подобного рода конфликтные ситуации неизбежны при установлении административных ограничений на экспорт, против которых, как системной меры, последовательно выступает.

Вице-президент Александр Корбут высказал мнение, что если такие ситуации будут повторяться, то экспорт в направлении Балтики может стать проблемным, также как и поставки через Калининград.

Руководитель аналитического центра «» Игорь Павенский подтвердил, что лицензирования экспорта зерна в России нет. «Если декларация была подана в рамках квоты, и партия выпущена российской таможней, то экспорт должен был состояться», — уверен он.

Директор аналитического центра «» Андрей Сизов отметил, что в этом сезоне многие компании заявляют о сорванных контрактах, но основная причина — невозможность получить квоту на экспорт зерна, несмотря на имеющиеся заключенные контракты. О требовании лицензии он слышит впервые, и это вызывает недоумение, потому что по действующему законодательству лицензии на экспорт зерна не нужны. «Эта история является следствием ограничений на экспорт, искусственно созданных сложностей, — считает Сизов. — Нет никакой необходимости во введении квоты, российское сельское хозяйство хорошо себя чувствовало и развивалось без нее».

«-Агро» не исключает, что также подаст судебные иски об отказе в предоставлении квоты — с такими фактами компания тоже столкнулась.

— Мы видим прямую угрозу для бизнеса в связи с введением квоты на вывоз зерна. Если такая мера вновь будет применяться, это означает крах всей отрасли. Квота призвана ограничить экспорт, но по факту, наоборот, порождает излишнюю активность — все пытаются вывезти зерно в долларовую зону. Это вызывает неравномерную загрузку портовых мощностей, потерю маржи экспортеров. Еще один невыполненный контракт, и на мировом рынке нас перестанут воспринимать как надежных партнеров.


При этом квота не относится к форс-мажору, обязательства должны быть исполнены, подчеркивает Мирюк. Между тем, ситуация и так не самая благоприятная: Европа повысила импортную пошлину на кукурузу, это легло на продавцов. «Если ничего не изменится, то на мировом рынке Прибалтика получит преимущество перед Россией», — предупреждает он.

Игорь Павенский считает, что в текущем году поставки через порты Балтийского моря могут снизиться. «Поток идет через Белоруссию в основном на Калининград. В порты Латвии (преимущественно Лиепая) — через пункт пропуска Посинь в Псковской области. В сезоне-2019/20 экспорт зерна из России через порты Балтийского моря (Калининград и порты Латвии и Литвы) снизился до 1 млн т против 1,44 млн т в 2018/19-м из-за сильной конкуренции со стороны прибалтийских стран, Германии и Польши на этом направлении, — рассказывает он. — В следующем сезоне многое будет зависеть от урожая в Литве и Латвии. Пока он намечается высоким, как и в прошлом году. Плюс к этому, из-за ожидаемого снижения производства в южных регионах России вырастет спрос на перевозки из центра страны, который является основным «донором» для портов Балтики».

планирует сохранить систему квотирования экспорта зерна, сейчас она дорабатывается с учетом опыта уходящего сезона, ранее рассказывал «» председатель правления Союза экспортеров зерна Эдуард Зернин. В частности, обсуждается отмена неполного таможенного декларирования партий: в этом сезоне именно из-за того, что некоторые экспортеры, боясь не попасть в квоту, получали декларации «с запасом», при этом не имея нужных объемов зерна, лимит был выбран очень быстро. Решение по количественному ограничению экспорта в сезоне-2020/21 может быть принято в октябре, исходя из показателей валового сбора зерна.

Между тем, организация «Опора России» направила письмо вице-премьеру Виктории Абрамченко с просьбой восстановить справедливость при экспорте зерна, сообщают «Известия». При введении квоты на поставки бизнес-объединение предлагает отслеживать ее выборку с помощью фитосанитарных сертификатов, а не таможенных деклараций.

Загрузка...