«Проект постановления правительства подготовлен Минсельхозом в связи с необходимостью гармонизации перечней продукции по кодам ОКПД2 и ТН ВЭД ЕАЭС с внесенными изменениями в технический регламент Таможенного союза «О безопасности молока и молочной продукции», — пояснил «Агроинвестору» представитель аграрного ведомства. Разделение на две подгруппы — «молокосодержащий продукт» и «молокосодержащий продукт с заменителем молочного жира» появилось в техрегламенте в ноябре 2017 года. Привести российский классификатор в соответствие с документом ЕЭК первый вице-премьер — министр финансов Антон Силуанов поручил 18 июля 2019 года.
В проекте постановления также говорится, что к указанным видам продовольственных товаров применяется льготная ставка НДС 10%, такая же закреплена и за прочей молочной продукции, в том числе без заменителей молочного жира. Однако в прошлом году Минсельхоз предлагал повысить НДС на молокосодержащие продукты с заменителями молочного жира до 18% (с 1 января 2019-го — до 20%). Такая мера позволила бы снизить долю продукции с ЗМЖ и стимулировала потребление 100%-ной молочной продукции, оценивало ведомство. Однако эта инициатива не была реализована. На вопрос о том, планирует ли министерство вернуться к идее отмены льгот по НДС и готовятся ли другие изменения в сфере оборота молокосодержащей продукции, представитель министерства не ответил.
«Проект постановления не включает новые товары, это всего лишь разделение группы молокосодержащих продуктов на две подгруппы, поэтому вряд ли сейчас это может как-то отразиться на рынке», — прокомментировала представитель Национального союза производителей молока («Союзмолоко»). По поводу льготной ставки она пояснила, что НДС остается прежним, так как в Налоговом кодексе молоко и молокопродукты объединены в одну категорию.
«Дискуссия о применении обычной ставки НДС на продукцию с ЗМЖ, действительно, была, — подтверждает заместитель председателя комитета по аграрным вопросам Госдумы РФ Айрат Хайруллин. — С 1 октября этого года ставка 20% введена на импортируемое пальмовое масло. Именно им в процессе переработки часто заменяют относительно дорогой молочный жир, так и получается суррогат». Хайруллин пояснил, что при этом нередко используется дешевое техническое пальмовое масло, поэтому отмена льгот на него — хорошее решение для повышения качества продовольственной продукции. Но когда речь идет о том, чтобы обычной ставкой НДС обложить уже готовую продукцию с заменителями молочного жира, встают вопросы: как это администрировать и должно ли отличаться использование других растительных масел, например, подсолнечного или соевого от пальмового размером налогообложения, если льготная ставка НДС принята в целом для продовольственных товаров.
«Для отслеживания качества продовольствия от фермы до прилавка существует электронная система «Меркурий». Но еще требуется время, чтобы она заработала на 100%. Хотя уже в течение первого года ее внедрения потребность в сырье выросла более, чем на 1 млн т. Это говорит об улучшении качества работы перерабатывающих предприятий, желающих сохранить свой имидж», — считает Хайруллин. По его оценке, пока для рынка достаточно принятого решения о введении 20%-ной ставки НДС на ввозимое пальмовое масло. Также важно добиться, чтобы в магазинах и торговых сетях для покупателей существовало четкое разделение между продуктами с заменителями молочного жира и без них. Однако тема регулирования рынка молочной продукции этим не исчерпана, вполне возможно, что к идее дальнейшей отмены льгот еще вернутся, уточнил он.
Повышение НДС на продукцию с заменителями молочного жира с 10% до 20% может отразиться на цене товаров. Так, по расчетам «НЭО Центра», возможное удорожание могло бы составить в среднем 5-10%.