Второй молочный

Журнал «Агроинвестор»

Журнал «Агроинвестор»

У производителей сырого молока теперь есть свой союз

Животноводы, поддержанные Минсельхозом, по примеру переработчиков создали свое объединение — (НСПМ). Алексей Гордеев рассчитывает, что оно будет вместе с чиновниками вырабатывать меры регулирования рынка, ценовую политику и вести реестр участников рынка. К августу в союз вошло 40 компаний, а в конце 2008 года их должно быть не меньше 100. Игроки молочного сектора одобряют создание союза, но не торопятся в него вступать.

Участники рынка давно обсуждали возможность создать объединение молочных животноводов, но долго не могли договориться, рассказывает президент группы «Русские фермы» Андрей Даниленко, избранный председателем правления союза. Например, представлять значительную долю рынка переработки молока могут всего несколько игроков, а сектор производства сырья сегментирован — на нем работают сотни агрокомпаний, не считая фермеров.

Цены помогли

Учредить союз могли еще прошлым летом, вспоминает Даниленко, «но осенью пошел подъем цен на цельное молоко, его производители обрадовались и расслабились». А весной молоко в разных регионах подешевело на 20-30%, многим пришлось корректировать бизнес-планы строительства и реконструкции ферм либо замораживать такие проекты. «Цена на молоко опустилась до 6 руб./л, затраты же на производство растут, и многие фермы теперь работают в убыток», — говорит гендиректор подмосковного хозяйства «Зеленоградское» Юрий Валецкий.

Инициативу учреждения союза реанимировал , впервые попытавшийся организовать его в декабре (см. врез). В июне Гордеев собрал в министерстве крупных производителей молока «посоветоваться насчет цен», продолжает Даниленко, участвовавший во встрече. Обсудив проблемы рынка, «он сказал нам, что нужна такая организация, чтобы мы объединялись и занимались этим вопросом [ценами] на регулярной основе». «Ценовой кризис побудил нас объединиться», — соглашается Валецкий, вступивший в союз одним из первых. «У нас тоже есть представители молочной отрасли, но им, конечно, требуется своя структура», — говорит исполнительный директор Союза животноводов России Тенгиз Джапаридзе, в который входят производители мяса.

На первом собрании выступил Гордеев и сразу поставил перед молочниками несколько амбициозных задач. Министр дал понять, что ждет от союза выполнения не только представительских функций. Он должен «участвовать в выработке механизмов регулирования рынка, формировании ценовой политики, привлекать инвесторов для развития отрасли, координировать работу по внедрению научно-технических программ, инноваций», — перечислил глава Минсельхоза. Союз также станет вырабатывать госполитику в молочном секторе, надеется Гордеев. По его словам, министерство даже готово пролоббировать поправки в закон «О развитии сельского хозяйства», дающие союзу право вести реестр производителей товарного молока. «Все, кто производят молоко на рынок […], должны быть объединены и учтены в реестре», — пояснил министр.

Чтобы у союза были записанные в законе полномочия общественных организаций — участие в разработке нормативных актов, целевых программ, выработка рекомендаций для госорганов — он должен объединять производителей более 2/3 объема продукции своего сектора. Такие полномочия союз сможет получить не раньше 2009 года: в июле он объединял 40 компаний (менее 2% рынка). До конца 2008 года их число должно превысить 100. Через год «мы будем представлять свыше 50% молочного сектора», уклончиво говорит Даниленко. НСПМ рассчитывает на региональные объединения молочников: по замыслу его учредителей, они будут коллективно вступать в союз. Сильные ассоциации животноводов, по словам Даниленко, есть в Липецкой, Ленинградской областях и Алтайском крае. Ассоциация производителей сельскохозяйственной продукции Липецкой области уже стала членом НСПМ.

Что делать

В числе мер поддержки, которые животноводы собираются лоббировать, — обнуление НДС и ввозных пошлин на оборудование для молочных ферм, рост субсидирования кормов и удобрений, выдача льготных кредитов на 15-20 лет, упрощение процедуры их оформления, компенсация затрат на создание нового комплекса КРС по мере сдачи в эксплуатацию его отдельных очередей. Даниленко рассчитывает, что компании, включенные в реестр, вести который Гордеев предложил союзу, будут участвовать в финансировании НСПМ. «Мы не можем защищать отрасль на одном энтузиазме, — доказывает он. — Если предприятие производит [товарное] молоко, то оно должно зарегистрироваться в реестре и с каждого литра либо с каждого рубля прибыли перечислять сколько-то копеек». Идея пока только прорабатывается, замечает Даниленко: о том, какой будет схема, размеры отчислений и как обязать животноводов выплачивать их союзу, он пока говорить не готов.

НСПМ намерен активно сотрудничать с объединением переработчиков — Молочным союзом России, продолжает Даниленко. Его поддерживает исполнительный директор этого союза Владимир Лабинов: «Мы провели первое совместное заседание и поняли, что на все проблемы молочной отрасли смотрим одинаково». Первым общим проектом может стать рекламная кампания по увеличению потребления в стране молока, которое, по данным Nielsen, к началу 2008 года снизилось на 11% из-за роста цен в 2007 году на 20-30%. В июле провести такую кампанию предложил первый вице-премьер Виктор Зубков, а руководители обоих союзов его поддержали. «В Западной Европе на душу населения приходится до 400 кг/год, в России только 240 кг/год», — беспокоится Даниленко. Он надеется, что правительство обяжет телеканалы выделять часть льготного эфира, предназначенного для социальной рекламы, на продвижение молочной продукции.

Молочники думают

Производители молока и эксперты поддерживают предлагаемые союзом меры и одобряют его создание. Но прежде чем вступать в него, животноводы хотят убедиться, что НСПМ будет обладать реальным влиянием. «Хочется надеяться, что союз сможет работать в интересах товаропроизводителей, а не просто создан «для галочки», как это часто у нас бывает», — говорит владелец башкирской компании «» Игорь Катеренчук. В его регионе есть молочный союз, но хозяйство не вступает в него: Катеренчук недоволен, что он лоббирует только интересы переработчиков. Если НСПМ поможет правительству сделать ценообразование на молочном рынке стабильным и предсказуемым, будет контролировать выполнение «технических требований» к качеству молока, то «» обязательно вступит в него, обещает Катеренчук.

Замгендиректора компании «» Василий Ходов недоволен, что его компании не предложили участвовать в создании союза. «У нас большие объемы производства: 25 молочно-товарных ферм, более 10 тыс. КРС, мы перерабатываем около 60 т/сут. сырья, а нас туда даже не пригласили», — обижается он. НСПМ будет трудно объединить 2/3 игроков рынка, считает Ходов. «Сельхозпроизводители очень осторожны и не всегда активны: уговорить их вступить, да еще платить взносы, весьма непросто», — размышляет он. «» тоже не подает заявления о вступлении: сначала Ходов хочет понять идеологию объединения и убедиться, что к его мнению прислушиваются госструктуры.

Создание союза в таком крупном секторе АПК, как молочный, делает аграрное лобби более сильным и помогает государству принимать правильные решения, уверен экс-председатель агрокомитета Совфеда Иван Стариков. Главное для союза молочных животноводов — участие в формировании нормативно-правовой базы, считает Аркадий Злочевский, президент созданного в 1994 году . соответствует требованиям закона о сельском хозяйстве, предоставляющего союзам право вырабатывать такие решения. Входящие в него компании производят 73%, а экспортируют — 96% зерна. В последние годы смог пролоббировать такие меры, как сохранение 10%-ного НДС на зерно и продукты его переработки и льготные ставки налога на прибыль для сельхозпроизводителей. Ведение реестра молочных животноводов, на взгляд Злочевского, поможет НСПМ составить «хорошую членскую базу», привлекая в свои ряды как можно больше сельхозпроизводителей.

По телефону не вышло

24 декабря 2007 года областные управления АПК получили телефонограмму федерального агроведомства с требованием в месячный срок провести учредительные собрания региональных молсоюзов, причем их участники должны были представлять минимум 2/3 «от объемов производства и переработки молока». К 20 января им рекомендовали прислать делегатов в Москву на первый съезд «Союза производителей молока России». Однако тогда идея создать по решению сверху общественную структуру провалилась.
Как думает предправления Национального союза производителей молока Андрей Даниленко, региональные власти усомнились, что такая организация будет обладать влиянием, и не проявили активности. Президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский, сам работавший в Минсельхозе, понимает, почему чиновники решили ускорить создание союза. «Государству по сути не с кем согласовывать свои начинания, — рассуждает он. — Поэтому Минсельхоз заинтересован в подобных объединениях и старается подталкивать к их созданию аграрную общественность».

Загрузка...
Агроинвестор

«Агроинвестор»