«Риф» — в экспортном топе

Журнал «Агроинвестор»

Журнал «Агроинвестор»

Как трейдер опередил «Юг Руси», Louis Dreyfus и «Астон»

Сельхозсезон-2013/14 стал сверхуспешным для малоизвестного экспортера зерна — . Из второй десятки он поднялся в топ-3, опередив сразу несколько крупных компаний-лидеров. Секрет такого триумфа — вывоз зерновых по «малой воде».

Были тринадцатыми

Теперь ситуация изменилась. На втором месте, по дан-ным аналитического центра «», « интернешнл» (1,83 млн т), а на третьем — ООО «Торговый дом Риф» (1,79 млн т; см. график). Центр аналитики «» ставит и , и «» на вторую позицию — по его данным, оба они отгрузили на экспорт примерно по 1,8 млн т.

« интернешнл» начала работу на российском экспортном рынке зерна в 2009 году. Она постепенно наращивала объемы поставок, а в 2012-м приобрела Азовский зерновой терминал и по итогам 2012/13 сельхозгода была на третьем месте. А вот появился в списке активных экспортеров только в сезоне-2012/13 годов, заняв 13-е место, отгрузив около 200 тыс. т.

О «Рифе» известно немного. Компания, по данным «СПАРК-Интерфакса», зарегистрирована в 2010 году. Через кипрскую «Лепаркан инвестментс лимитед» принадлежит Grain International Holdings Inc. с Британских Виргинских островов. Конечный бенефициар в документах не указан.

Чей безнес

контролируют те же люди, что и ООО «Промэкспедиция», которое владеет зерновым терминалом в Азовском порту, знают топ-менеджер агрохолдинга Ростовской области и сотрудник одной из зерновых компаний, попросившие об анонимности.

По данным СПАРК, «Промэкспедиция» принадлежит кипрской Hamaiko Ltd. С 2012 года до апреля 2014-го долю в уставном капитале «Промэкспедиции» имела Оксана Вертий — дочь бывшего начальника УВД Ростова- на-Дону (позже он был также директором ростовского филиала агрохолдинга «», обанкротившегося в 2012-м).

До октября 2012 года Оксане Вертий также принадлежало 60% Ростовского универсального банка, значится в СПАРК. Анонимные собеседники считают, что и «Промэкспедиция» принадлежат Вертий. Гендиректор Вадим Саркисов отказывается говорить о структуре собственников компании.

Связаться с Вертий не удалось.В 2013 году «Промэкспедиция» завершила рекон- струкцию зернового терминала в устье Дона, увеличив емкость с 30 тыс. т до 105 тыс. т зерна, сообщала ранее администрация Азова. Теперь это, по словам представителя компании — зернового оператора, самый мощный на «малой воде» Азова терминал. сотрудничает с «Промэкспедицией» три года, сейчас он единственный контрагент терминала, рассказывает Саркисов.

Своя логистика

На сайте компании говорится, что основные направления ее работы — закупка и экспорт пшеницы, кукурузы, ячменя, а также бобовых и масличных агрокультур. Зерно, по словам Саркисова, доставляют более 300 поставщиков из Краснодарского, Ставропольского краев, Воронежской, Липецкой, Челябинской и Волгоградской областей. В емкости загружается до 400 машин в день. Выйти на существенные объемы экспорта зерновых компании удалось за счет логистической цепочки, считает гендиректор Дмитрий Рылько.

Небольшие суда перегружают зерно в Керчи и порту Кавказ на крупные (до 70 тыс. т), на которые приходится 30-40% всех перевозок зерна , подтверждает Саркисов.

Малыми судами зерновые доставляют в Турцию и страны Средиземноморья. «Получается, они грузят большими объемами, но на своем мелководном терминале, не присутствуя в Новороссийске или других глубоководных портах. За счет экономии на этом могут предложить привлекательные цены контрагентам», — говорит топ-менеджер агрохолдинга из Ростовской области.

Кроме того, бенефициарам удалось хорошо организовать автомобильные поставки, что было бы сложно сделать без использования административного ресурса, полагает источник в одной из компаний зернового рынка. Возможно, админресурс помог организовать и своевременный возврат экспортного НДС, считает он.

О финансовых результатах Саркисов говорить не стал. По данным СПАРК, в 2010 году выручка составила 341 млн руб., прибыль — 1 млн руб. В 2012-м выручка уже была 6,641 млрд руб., прибыль — 34 млн руб. За 2013 год данных нет.

С начала календарного года уже отгрузил 800 тыс. т, а к его концу Саркисов планирует отправить на экспорт не менее 2 млн т. По его словам, компания за- планировала развитие в глубоководных портах.

Статья опубликована в газете «Ведомости»

Загрузка...
Агроинвестор

«Агроинвестор»