«Союзмолоко»: по итогам года импорт молочной продукции будет на уровне 2018-го


Рекордный рост поставок в январе-апреле стал результатом низкой базы

Свыше 3% в структуре импорта продовольствия приходится на сыр
Свыше 3% в структуре импорта продовольствия приходится на сыр

») не ожидает дальнейшего серьезного роста импорта молочной продукции в этом году. Об этом «» рассказал гендиректор союза Артем Белов. «Во-первых, мы подписали балансы с Белоруссией, согласно которым объем поставок оттуда в этом году вряд ли превысит уровень 2017-го, — пояснил он. — Кроме того, в первые четыре месяца этого года был прирост за счет контрактов на поставки по ценам прошлого года. А поскольку за первый квартал 2019-го на мировом рынке достаточно серьезно выросли биржевые цены на молочную продукцию, скорее всего, по импорту произойдет просадка». В итоге по результатам этого года, вероятно, ввоз окажется на уровне 2018-го, а если прирост и будет, то незначительный, уточнил Белов.

Ранее союз обратил внимание, что за январь-апрель этого года поставки из-за рубежа молочной продукции увеличились на 23% в натуральном и на 20% в денежном выражении к аналогичному периоду 2018-го. За четыре месяца в Россию было ввезено 2,25 млн т молока и молочных продуктов в пересчете на молоко на сумму $865,6 млн. Импорт сливочного масла достиг 39,7 тыс. т, сыров и творога — 84,5 тыс. т, что стало рекордным уровнем с момента введения продовольственного эмбарго в августе 2014-го. Поставки из-за рубежа кисломолочных продуктов, сухого цельного молока и мороженого тоже находятся на историческом максимуме. А вот ввоз питьевого молока, сливок, сырных продуктов и молочной сыворотки не увеличился. Основным поставщиком является Беларусь, кроме того, резко нарастили отгрузки Новая Зеландия, Уругвай и Аргентина.

В 2018 году поставки импортной молочной продукции в нашу страну снизились до минимума и были на 20% меньше, чем в 2014-м, когда начало действовать продовольственное эмбарго, комментирует Белов. Рост же ввоза в первые четыре месяца текущего года объясняется несколькими факторами. Во-первых, укрепление рубля способствовало повышению конкурентоспособности импортной продукции на внутреннем рынке. Во-вторых, произошло увеличение ввоза зарубежных сыров при стагнации импорта сырных продуктов. «Таким образом, даже при сопоставимых объемах поставок в молочном эквиваленте их объем существенно возрастает», — отмечает он. Третий фактор — высокий спрос на внутреннем рынке на молочные жиры, в первую очередь, на сливочное масло, которое является молокоемким продуктом. «В итоге импорт в молочном эквиваленте вырос достаточно серьезно», — резюмирует Белов.

По итогам прошлого года на молоко и молочные продукты пришлось 7% в структуре общего ввоза продовольствия, в том числе 3,3% составили поставки сыров. При этом импорт молочной продукции в 2018-м составил оценочно около 5,7 млн т в пересчете на молоко против 7,1 млн т в 2017-м, следует из проекта Нацдоклада Минсельхоза о результатах реализации в прошлом году агрогоспрограммы. Также в нем говорится, что в прошлом году обеспеченность страны молоком и молочными продуктами оставалась на 5,8% ниже показателя Доктрины продовольственной безопасности и составляла 84,2%. Однако это на 3,4% выше результата по итогам 2017 года.

В прошлом году производство молока во всех хозяйствах прибавило 1,5% до 30,6 млн т, в сельхозорганизациях прирост составил 3,6%. В январе-мае этого года сельхозорганизации увеличили валовой надой на 3,1% почти до 7 млн т. прогнозирует, что в этом году общее производство составит 31,1 млн т; в товарном секторе сохранится тенденция роста на уровне 2,5-3,5%. Продолжающееся снижение объемов в хозяйствах населения планируется компенсировать за счет ввода новых и реконструкции существующих молочных ферм, а также выделения дополнительных грантов на создание крестьянских (фермерских) хозяйств, говорится в проекте Нацдоклада агроведомства. Сохранение позитивной динамики в молочном секторе позволит достичь планового показателя продовольственной безопасности в течение ближайших семи-восьми лет, рассчитывает министерство.

Менеджер направления стратегии управления капиталом и исследования рынков компании EY Максим Никиточкин считает производство молока основным драйвером животноводства в среднесрочной перспективе. «В последнее время мы видим повышенный интерес инвесторов к данной отрасли, например, «» реализует колоссальную инвестиционную программу, нацеленную на рост производства молока с 200 тыс. т в недавнем прошлом до 1 млн т в год», — говорит он. Интерес инвесторов к молочному животноводству эксперт объясняет как возможностью импортозамещения, так и поддержкой государства, в том числе возмещением части понесенных капзатрат при строительстве комплексов.

Загрузка...